(Крошечкин Петр Кузьмич; 9.12.1879, дер. Керенка Мокшанского у. Пензенской губ.- 3.11.1937, Сибирский ИТЛ (ныне на территории Кемеровской обл.)), сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских), архиеп. Могилёвский. Из крестьянской семьи. Рано лишился отца, воспитывался матерью. Первоначальное образование получил в церковноприходской школе, затем поступил в городское уч-ще в г. Мокшане Пензенской губ. По праздникам бывал в местном Богородице-Казанском мон-ре, во время этих посещений у него зародилось желание посвятить жизнь иноческому служению. Не смог окончить Мокшанское уч-ще из-за болезни. После выздоровления посетил вместе с матерью Киево-Печерскую лавру и Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь, во время паломничества окончательно решил принять монашеский постриг. В 1895 г. поступил послушником в Саровскую пуст., работал на кухне, затем в прачечной. В 1898 г. был вынужден покинуть Саров, поступил послушником в Николо-Бабаевский муж. мон-рь в Костромской епархии. Вскоре перешел в ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев муж. мон-рь, где был пономарем и певчим. Через 2,5 года вернулся в Николо-Бабаевский мон-рь, служил пономарем, читал Псалтирь по умершим. В свободное от послушаний время занимался самообразованием.
В 1904 г., получив благословение и рекомендации монастырского начальства, отправился в Москву, чтобы поступить в одну из московских обителей для духовного образования. Был принят в число братии Новоспасского московского в честь Преображения Господня ставропигиального мужского монастыря, проходил там пономарское и клиросное послушание. Продолжал усиленно заниматься самообразованием. С 1909 г. преподавал в послушнической монастырской школе. 27 февр. 1910 г. принял монашество с именем Павлин в честь свт. Павлина Ноланского. 14 марта рукоположен во диакона, затем во иерея. В том же году поступил в МДС. Прошел курс семинарии за 2 года и в 1912 г. поступил в МДА. Окончил академию в 1916 г. со степенью кандидата богословия. С 16 авг. того же года преподаватель общей и рус. церковной истории, истории старообрядчества и каноники Пастырско-миссионерской семинарии при Бизюковом Пропасном во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужском монастыре Херсонской епархии, оставался причисленным к братии Новоспасского мон-ря. В 1918 г. вернулся в Москву, до нояб. 1919 г. исполнял обязанности наместника Новоспасского мон-ря. В 1920 г. назначен наместником обители, возведен в сан архимандрита.
2 мая 1921 г. хиротонисан в Москве во епископа Рыльского, 2-го викария Курской епархии. По поручению Курского архиеп. Назария (Кириллова; с авг. 1921 митрополит) подготовил проект разделения территории Курской епархии на 2 полусамостоятельных вик-ства - Рыльское и Белгородское. Имел резиденцию в рыльском во имя святителя Николая мужском монастыре, совершил поездки почти во все города и мон-ри Курской епархии, побывал и во мн. сельских приходах, часто проповедовал. Хотя П. не был искусным оратором, его проповеди находили отклик у слушателей. Составил неск. акафистов, в т. ч. службу с акафистом своему небесному покровителю свт. Павлину Ноланскому. В Курске образовалась община духовных детей П. К ним присоединились монахи из закрытой властями Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни. Двое из них - иеромонахи Таврион (Батозский) и Андроник (Лукаш) стали в дальнейшем помощниками П. Верным советником П. была его мать, мон. Евдокия (Крошечкина), принявшая иноческий постриг.
Вместе с митр. Назарием П. выступил против образованного при поддержке властей в мае 1922 г. обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). В кон. авг. того же года, после отъезда из Курска митр. Назария, возглавил борьбу сохранившего верность Патриаршей Церкви духовенства (ок. 1/3 клира епархии) против обновленческого Курского епархиального управления во главе с признавшим ВЦУ Белгородским еп. Никоном (Пурлевским). Противодействие обновленцам стало причиной ареста П. 5 дек. 1922 г. на состоявшемся в Курске открытом судебном процессе он был приговорен за «присвоение административных полномочий» и проведение нелегальных собраний к 5 годам заключения (по др. сведениям - 20 февр. 1923 приговорен Курским областным судом к 2 годам заключения «без строгой изоляции»). Отбывал срок в одной из тюрем Москвы. Через год был освобожден. Проживал в Москве под адм. надзором властей, сохранял связи с общиной закрытого Новоспасского мон-ря. Активно поддержал заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в борьбе с григорианским расколом. Находясь в Москве, 2 февр. 1926 г. П. засвидетельствовал разрыв с григорианским Временным высшим церковным советом (ВВЦС) и возвращение в каноническую Церковь Переславского еп. сщмч. Дамиана (Воскресенского) (Акты свт. Тихона. С. 438). 2 апр. того же года П., видимо вернувшись на нек-рое время в Курск, вместе с митр. Назарием (Кирилловым) подписался под суждением 25 архипастырей о «раздорнической деятельности «григорианцев» (ВВЦС)» и о поддержке каноничных мер прещения против членов ВВЦС со стороны митр. Сергия (Там же. С. 450). 14 окт. 1926 г. митр. Сергий назначил П. епископом Полоцким и Витебским, но, видимо, он не отбыл к новому месту архиерейского служения (по др. сведениям - совершил короткую поездку в Витебск), т. к. выступал в это время главным инициатором и организатором проведения выборов нового патриарха путем тайного опроса архиереев.
Вскоре после своего назначения на Полоцко-Витебскую кафедру П. посетил в Н. Новгороде митр. Сергия и предложил ему обратиться к правосл. иерархам, чтобы провести выборы патриарха путем сбора их письменных мнений. Переданное митр. Сергию письменное обращение по этому поводу помимо П. также подписали Свердловский архиеп. Корнилий (Соболев) и Ковровский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров).В качестве наиболее подходящей кандидатуры для избрания патриархом П. предложил Казанского митр. сщмч. Кирилла (Смирнова). Митр. Сергий заявил, что он не может самостоятельно выступить с таким обращением, для принятия подобного решения необходима инициатива значительной части архиереев. Для сбора подписей архиереев под обращением к митр. Сергию П. за короткое время объехал Москву, Владимир, Ленинград, Рыбинск, Рязань, Курск, Воронеж, Харьков, Киев, Полтаву и сумел получить не менее 19 подписей (по др. сведениям - 24-25 подписей) пребывавших там архиереев. Большинство из них при этом поддержали кандидатуру митр. Кирилла. Проведение выборов патриарха путем опроса архипастырей и кандидатуру митр. Кирилла как буд. патриарха поддержал при встрече с П. от имени епископов, заключенных в Соловецком лагере, недавно освобожденный оттуда архиерей (П. отказался назвать на допросе его имя, скорее всего это был Колпинский еп. Серафим (Протопопов, впосл. архиепископ)).
Вернувшись в Н. Новгород, П. предъявил собранные подписи митр. Сергию, к-рый согласился на проведение предварительного опроса среди епископата по поводу избрания патриарха. П. было передано «обращение митрополита Сергия к русской иерархии с предложением высказаться и голосовать запечатанными пакетами» (впосл. изъято при аресте, не сохр.). Обязательным условием проведения выборов патриарха путем опроса среди епископов митр. Сергий назвал получение одобрения от находившегося в то время в тюрьме патриаршего местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского). С полученным от митр. Сергия обращением П. объезжал архиереев и собирал «запечатанные пакеты» с голосами, поданными за кандидатов в патриархи. Помимо П. этим также занимались его помощники - игум. Таврион (Батозский) и двое мирян, отец и сын И. А. и И. И. Кувшиновы. Предполагают, что в сборе подписей также участвовал 4-й помощник, имя которого осталось неизвестным (видимо, это был иером. Андроник (Лукаш)). П. собрал ок. 20 подписанных архиереями мнений, всего же в голосовании путем письменного опроса приняли участие более 70 архиереев (по др. данным, было получено 92 отзыва). Большинство архиереев высказались за то, что подобное избрание патриарха возможно, а митр. Кирилл является наиболее достойным кандидатом в первоиерархи.
8 дек. 1926 г. П. был арестован в Москве, где находился проездом. При задержании у него изъяли документы о выборах патриарха, после чего было арестовано большое количество архиереев, в т. ч. заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий. П. содержался во внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянской площади. Он обвинялся в том, что «явился деятельнейшим участником группировки черносотенного епископата, ведшей конспиративную антисоветсоветскую деятельность, подготовляя антисоветское выступление демонстративного характера». П. отказывался признать антисоветский характер своих действий по подготовке выборов первоиерарха и заявил, что «это дело касается только Церкви и делалось в частном порядке». 22 апр. 1927 г. следственным аппаратом ОГПУ было принято решение об освобождении П. из заключения под подписку о невыезде из Москвы, «принимая во внимание и незначительность угрожающего ему, как лицу, лишь технически выполнявшему задания других проходящих по делу лиц, наказания». На следующий день П. вышел из тюрьмы. Его освобождение, видимо, было связано с достигнутой договоренностью выпущенного из тюрьмы за 3 недели до того митр. Сергия с советским руководством об условиях легализации церковного управления.
1 дек. 1927 г. П. назначен епископом Пермским и Соликамским. Летом он объехал приходы епархии, включая самые отдаленные. Во время проведения им богослужений храмы всегда были заполнены народом. П. удалось добиться возвращения Патриаршей Церкви одного из главных храмов Перми, захваченного григорианами - Феодосиевской (Вознесенской) ц. При храме была тайно организована детская церковноприходская школа. П. вопреки запрету властей преподавал детям с согласия их родителей начала веры. В теплое время года занятия проводились за городом, на берегу р. Камы. П. принимал у себя дома множество посетителей, приходивших за советом и утешением. Мн. его духовные чада переехали к нему из Курска и др. мест. П. сплотил вокруг себя пермских монахов и монашествующих, образовавших в дальнейшем тайные общины т. н. павлиновцев. В 1929 г. мн. соратники П., в т. ч. архим. Таврион (Батозский), были арестованы в 1930 г., Феодосиевскую ц. закрыли.
2 дек. 1930 г. П. был назначен епископом Боровским, викарием и временно управляющим Калужской епархией. С 13 окт. 1931 г. епископ Калужский. В то время в Калуге оставалось всего 14 действующих церквей, кафедральным храмом был калужский Казанский (Преображенский) собор на окраине города. Из-за отсутствия в нем отопления в холодный период в подвальном помещении под храмом была открыта нижняя, «пещерная» церковь. Однако уже к концу Великого поста 1931 г. П. удалось устроить в верхнем храме временное отопление; во время богослужений собор всегда был полон народа. По не зависящим от него причинам П. был вынужден отказаться от поездок по епархии, весь период пребывания на Калужской кафедре он не выезжал за пределы Калуги (не считая неоднократных поездок в Москву), но старался посещать службы во всех городских храмах. Ввел практику проводимых по особому (возможно, составленному самим П.) чину торжественных богослужений по воскресным вечерам. Приучал паству к сознательному произнесению молитв, привлекал прихожан к общему пению в храме и сам любил петь вместе с народом. П. организовал в Казанском соборе хор, к-рый сопровождал его на богослужениях и в др. храмах.
В Калуге П. приобрел 2-этажный дом, где была размещена собранная в это время большая б-ка. Там же проживали престарелая мать епископа и многие из его ближнего окружения. П. был незлобив и кроток, его любили дети. Он раздавал бедным деньги и продукты, хотя сам часто нуждался. Заботился о домашних животных, кормил у себя в доме соседских кошек, в саду построил мостик через дорожку, по к-рой проложили тропу муравьи, чтобы случайно не наступить на них.
За П. из Перми в Калугу последовала значительная группа его духовных детей, что вызвало серьезное беспокойство властей. В одном из сообщений местного отдела ОГПУ говорилось, что «помимо этой группы монашествующих в количестве сорока человек в г. Калугу прибыл с епископом Павлином схим. Андроник (Лукаш). Он сейчас ведет усиленную работу по привлечению на свою сторону монашествующих группы Протопопова, а также из мирян, чего он отчасти добился...» (ПермГАНИ. Ф. 643/2. Oп. 1. Д. 31025. Т. 2. Л. 1). Вскоре иером. Андроник и 2 др. монаха из числа близких помощников П. были арестованы и осуждены на длительные сроки заключения. Всего в 1931-1933 гг. в епархии репрессировали ок. 150 священно- и церковнослужителей и монашествующих. Уменьшение числа клириков П. частично удавалось восполнять зачислением в штат духовенства священников, вынужденных ранее покинуть разоренные приходы на территории Украины. С местным духовенством у П. складывались непростые отношения; многие из калужских священнослужителей осуждали епископа за богослужебные нововведения, «братание» с народом, за его «простоту» и скромный монашеский вид.
В 1932 г. П. был вызван в Москву для участия в летней сессии Временного Синода РПЦ. 16 июня 1933 г. П. был возведен в сан архиепископа и назначен правящим архиереем Могилёвской епархии. В Могилёве П. быстро завоевал любовь духовенства и паствы. Его служение в Белоруссии пришлось на время ужесточения гонений на веру. В сер. 30-х гг. XX в. власти отобрали могилёвский Николаевский собор, у православных в городе осталось только 2 действующих храма. В то же время под управление П. перешли приходы соседней Гомельской епархии, лишившейся архиерея. Несмотря на строгий надзор со стороны властей, П. удавалось возвращать в Патриаршую Церковь отпавших в обновленчество или в автокефалию священнослужителей. Архиепископ тайно приглашал к себе священников и беседовал с ними, убеждая порвать с раскольниками. Для того чтобы облегчить им возвращение в каноническую юрисдикцию и избежать преследования со стороны властей, П. упростил порядок воссоединения с Церковью. Если раньше от возвращавшегося требовалось всенародное отречение в храме от прежней раскольничьей деятельности, то теперь было достаточно покаяния на исповеди.
П. сыграл важную роль в преодолении в Белоруссии автокефалистского церковного разделения. Вероятно, через своего послушника Серафима Кротова П. в 1935 г. провел тайные переговоры с управляющим автокефалистской Минской епархией Бобруйским еп. Филаретом (Раменским). После того как еп. Филарет выразил желание присоединиться к Патриаршей Церкви при сохранении самостоятельности его структуры, П. составил доклад заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию, в к-ром предложил: «Даровать автокефалию для всей Белорусской церкви с обязательством от нея за Богослужениями поминать имя Первоиерарха Русской Церкви, участвовать в общецерковных делах - являться на соборы, съезды и т. п. по требованию Русского Первосвятителя и с правом обращаться к Нему для окончательного духовного суда и защиты» (т. о., фактически речь шла не об автокефалии, а об автономии Белорусской Церкви в составе Московского Патриархата). В авг. 1935 г. еп. Филарет и его клир были приняты митр. Сергием в церковное общение.
О переговорах, проведенных П., стало известно НКВД. 2 окт. 1935 г. архиепископ был арестован в Могилёве. В дек. его перевели в тюрьму в Минске. П. обвинили в проведении «организационной и практической работы по созданию единого церковного контрреволюционного блока» путем «присоединения Белорусской Афтокефальной Церкви». П. отказался признать себя виновным, объяснив свои действия «исключительно религиозной заботой о спасении запрещенного епископа Филарета и его верующих». Вместе с П. были арестованы 16 священнослужителей и мирян, приближенных к архиепископу. 21 апр. 1936 г. на закрытом заседании в Могилёве выездная сессия Специальной судебной коллегии Верховного Суда Белорусской ССР приговорила П. к 10 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях, большие тюремные сроки получили и др. обвиняемые по его делу. П. отбывал срок заключения в 3-м лагпункте (свиноферме) Новоивановского отделения (совхоза) Сибирского ИТЛ в Чебулинском р-не Западно-Сибирского края (ныне Кемеровской обл.). Работал на ферме бригадиром. Поддерживал связи с др. находившимися в лагере священнослужителями, особенно сблизился со Свердловским еп. сщмч. Аркадием (Ершовым), проводил тайные утренние богослужения для заключенных за бараком во дворе подконвойного городка. 30 сент. 1937 г. был задержан и помещен в лагерный изолятор Новоивановского отд-ния. Обвинялся в организации «контрреволюционной группы заключенных из бывш. служителей культа, которая под маской религиозных обрядов проводила контрреволюционную деятельность в лагере». В этот и на следующий день по тому же следственному делу были задержаны еще 7 находившихся в лагере заключенных, в т. ч. Пермский архиеп. Глеб (Покровский), еп. Аркадий (Ершов), священники священномученики Анатолий Левицкий и Никандр Чернелевский, мч. Киприан Анников. На допросе П. отрицал создание им в лагере контрреволюционной группы и проведение антисоветской агитации, отказался считать преступными собрания заключенных для совместных церковных песнопений. П. был расстрелян вместе со священномучениками Анатолием, Аркадием, Глебом, Никандром и мч. Киприаном по приговору Особой тройки УНКВД по Западно-Сибирскому краю от 28 окт. 1937 г. (по постановлению ЦИК СССР от 28 сент. 1937, название Западно-Сибирский край было упразднено, но краевые гос. органы продолжали действовать до сер. 1938). П. был прославлен вместе со своими сомучениками Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.